Сегодня народный артист России Евгений Петросян — один из наиболее любимых и уважаемых народом сатириков на эстраде. Свой творческий юбилей артист неслучайно отмечает именно в театре Эстрады, ибо он, как ни одна нынешняя «звезда», свято хранит верность и привязанность к сцене, где были сделаны первые его шаги как артиста.

Эта сцена помнит юного Женю Петросяна в программе «В жизни раз бывает восемнадцать лет». Это было в 1962 году и был он тогда самым молодым участником этой программы. Потом на этой сцене он стоял рядом с Леонидом Осиповичем Утёсовым и был самым молодым конферансье столичной эстрады и самым красивым. Леонид Осипович первым разглядел в юноше его одарённость и пригласил его вести программу своего оркестра.

Любители эстрады помнят, что работа Петросяна на эстраде с самого начала не ограничивалась только конферансом: он был в концерте не только ведущим, но и интересным и всегда неожиданным исполнителем монологов в образах, фельетонов, моносценок. В 1975 году на сцене Московского театра Эстрады состоялась премьера первого сольного спектакля Евгения Петросяна — «Монологи», затем была ещё одна премьера, потом ещё и ещё… Так родился театр Евгения Петросяна.

В афише этого театра спектакли, каждый из которых стал событием в эстрадной жизни: «Доброе слово и кошке приятно», «Как поживаете?», «Инвентаризация-89», «Дураки мы все!..». Об этих спектаклях написано много. Критика была единодушна в своих оценках, отмечая их оригинальную и творческую форму, сатирическую остроту, актёрские работы самого Петросяна и его партнёров.

Театр Петросяна родился благодаря творческим поискам артиста и его авторов. Это непрерывный и напряжённый процесс. Для этого театра пишут такие известные мастера эстрадной драматургии, как: Аркадий Хайт, Михаил Задорнов, Альберт Левин, Виктор Коклюшкин, Сергей Кондратьев, Игорь Виноградский, Олег Назаров… Не секрет, что нынешней эстраде в общении автора и исполнителя существуют определённые трудности: первые неохотно отдают вторым свои тексты, предпочитая на эстраде собственное исполнение. У Петросяна таких сложностей нет. Многие годы он работает с одними и теми же авторами, делая с ними и успехи, и неудачи. Аркадий Хайт как-то сказал: «У Евгения Петросяна есть одна очень странная черта: он любит эстрадных авторов и любовь эта большая редкость на сегодняшней эстраде. За что он их любит, одному богу известно, да ещё, пожалуй, Петросяну». Как бы там ни было, а общие творческие муки Петросяна и его авторов во многом сегодня определяют уровень сатиры и юмора на эстраде.

Все свои премьеры Евгений Петросян всегда играл в театре эстрады. Здесь же праздновался его бенефис. Кажется, это было вчера, а не пять лет назад… Петросян такой же энергичный, молодой, смешной и грозный, трогательный и верный, да, верный. Он верен делу, которое считает делом своей жизни, верен театру, где родился как Артист, верен идеалам, которые поставил во главу угла своей работы, он верен заветам своих педагогов, а профессии он учился у Рины Зелёной, Леонида Утесова, Марии Мироновой, Льва Мирова, Ильи Набатова, Алексея Алексеева. Верен нам с вами — своим зрителям.

Когда-то о молодом Петросяне писали, что он чем-то напоминает начинающего Аркадия Райкина. Думается, что сегодня это родство стало ещё ощутимее. Та же непримиримость к злу, насилию, фальши, требовательность к себе, своему профессионализму, актёрское обаяние, мягкая улыбка, уважение и любовь к тем, кто по ту сторону рампы. В одном из последних интервью Евгений Ваганович сказал: «Я стараюсь на сцене быть естественным, быть самим собой. Мне кажется, зритель это чувствует и в ответ даёт мне возможность чувствовать его самого. Он ведь мне посылает восемь сигналов: прав-не прав, смешно-несмешно, согласен-не согласен, понял-не понял. Это те же ноты. И моё подсознание из этих нот складывает мысль. То есть зритель для меня сал режиссёром. Какой я? Я шут своего народа и, наверное, оптимист. У меня трудно отнять надежду».

Вот такой он — Евгений Петросян. Так давайте же поздравим его с юбилеем и всем миром скажем ему спасибо за то, что он все эти тридцать лет болеет нашей болью и радуется нашим радостям. За то, что он НАШ!

Долгие ему лета!

Г.Замковец.
Фото из архива Евгения Петросяна.
Художник — Игорь Лососинов.
1992 г.