Театр Эстрадных Миниатюр Петросяна существует с 1979 года, когда Евгений Ваганович и его авторы принялись за создание первого спектакля. По конкурсу были приняты первые артисты этого театра: Елена Степаненко, Вячеслав Войнаровский, Евгений Грушин. Потом для каждого очередного спектакля приглашались те или иные артисты. Труппа менялась по свому составу, но неизменным оставался театральный принцип Петросяна – «конструкция эстрадного спектакля – это серия рассказов или набор приключений, связанных одной темой или одним персонажем. На эстраде связующим элементом… оказывается фигура главного персонажа, а точнее, личность артиста, его исполняющего». (из книги Е. Петросян. «Хочу в артисты». М., 1994. С.179)

В Московском Театре Эстрады на протяжении многих лет с огромным успехом проходили и проходят его программы и спектакли. Такие, как «Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Как поживаете?», «Инвентаризация», «Дураки мы все», «Бенефис 30 лет на эстраде», «Страна Лимония, деревня Петросяния», «Когда финансы поют романсы», «Семейный радости», «Страсти-Мордасти», «С большим приветом», «Страна по подъеме», в которых он участвовал и продолжает участвовать не только как главный артист, но и как режиссер-постановщик.

О чем бы ни говорил Петросян, какую тему ни поднимал бы в своих программах — отовсюду сквозит главное человеческое качество артиста: ДОБРОТА, потому что он умеет сказать человеку злую правду, не унизив человеческого достоинства. Разоблачая бездуховность в разных ее проявлениях, он, даже казалось бы в безнадежных ситуациях, видит теплый огонек надежды.

И еще одно качество, которое делает из артиста Артиста с большой буквы: он вместе со своими авторами умеет находить и новые художественные приемы, и открыть новую тему на эстраде, и после этого, как по фарватеру, проложенному ледоколом, начинают идти другие. Мысль Шекспира о том, что шутка нередко становится предсказанием, не раз находила подтверждение в творчестве артиста, предугадывавшего многие явления, события, происходившие в обществе. И зачастую юмористическое слово звучало, как предупреждение.

Смех Петросяна — добрый смех. Даже тогда, когда он смеется сквозь слезы, когда говорит о серьезных проблемах, когда едко что-то высмеивает в нас — все равно его смех служит добру. Об этой особенности артиста часто говорят зрители. И здесь нужно вспомнить о том, что искусство всегда должно служить добру. Если оно не служит добру, это уже и не Искусство. Все великие юмористы были великими гуманистами. Смех Петросяна делает его не только высоким профессионалом, но и артистом-гражданином. Стало быть, большим артистом.

У многих зрителей непринужденность, та легкость, с которой артист острит со сцены, рождает иллюзии, что дело это нехитрое. Но каждый, кто хоть мимолетно соприкасался с закулисной стороной этого «легкого» дела, быстро понимал, что не так это просто — заставить смеяться целый зрительный зал, заполненный людьми самых разных возрастов и профессий.

Евгению Петросяну удается добиваться самого настоящего большого успеха. Какой колоссальный труд за этим стоит — знают все авторы, с которыми он всегда рад разделить этот успех, кто помог ему достичь этого успеха. Авторы знают также, что Петросяну можно принести любой полуфабрикат, и он в этом тексте, пока еще не смешном (ни для кого, кроме самого автора), сумеет отыскать ту жемчужину, из которой потом родится номер, способный рассмешить всю страну. Его не устраивают просто интересные и умные тексты — этот текст должен быть еще и художественно-остроумным. Он считает, что зритель должен воспринимать эту интересную и умную информацию, обязательно смеясь. И у него это замечательно получается, ибо Евгений Петросян не только обладает огромным сценическим дарованием, умеет не только работать над ролью; на его концертах люди не только смеются — они и размышляют, и сопереживают, и грустят. Кажется, что артист обращается лично к каждому зрителю, и каждый чувствует себя собеседником.

И народ, приходящий на концерты Петросяна, своим смехом и слезами, аплодисментами и поисками «лишнего билетика» недвусмысленно дает понять, что верит артисту и присоединяется к его точке зрения.

Не случайно произошел когда-то такой эпизод. Петросян собирался на гастроли в Уфу, а в город пришла беда — в воду попал фенол, и люди полностью остались без воды. Началась паника. Но, тем не менее, Петросян приехал, и концерты состоялись. Люди несли ему бесчисленное количество цветов, а одна женщина, выйдя на сцену с букетом, сказала: «С вами и фенол не страшен!»

Хотя Петросян на сцене уже много лет, он по-прежнему такой же энергичный, молодой, смешной и грозный, трогательный и верный — да, верный. Он верен делу, которое считает смыслом своей жизни, верен театру, где родился как Артист, верен заветам своих педагогов, а профессии он учился у таких замечательных мастеров, как Рина Зеленая, Леонид Утесов, Алексей Алексеев, Лев Миров, Мария Миронова. Верен своим зрителям. И всегда с ним — те же непримиримость ко злу, насилию, фальши, требовательность к себе, своему профессионализму, актерское обаяние и мягкая улыбка, уважение и любовь к тем, кто по ту сторону рампы.

Сегодня его называют Мастером. За этим заслуженным титулом стоит сценическая культура Артиста, его гражданская убежденность, социальная зоркость, мужество и верность себе и своему искусству.

Его учитель, Леонид Утесов, сказал ему однажды после спектакля: «Плыви по морю эстрады, но сверяй всегда свой курс не по компасу, а по сердцу».

В одном из спектаклей Петросяна есть такие слова: «Наше счастье, что мы находим в себе силы сквозь слезы смеяться и смешить друг друга, что я и пытаюсь делать вместе со своими персонажами у себя в спектакле «Страна Лимония, деревня Петросяния». Не ищите эту деревню на географической карте, она — в моей медицинской карте, здесь, в области сердца».

Этими словами сказано все.

Е.Петросян — неутомимый артист, сотрудники Театра называют его «трудоголиком». Настойчивый поиск новых форм на эстраде привел артиста к осуществлению многих планов.

На сегодняшний день вышли в свет  множество спектаклей и концертов Е.Петросяна на современных цифровых носителях.

Спектакли: «Когда финансы поют романсы», «Шлягер Шлягеров», «Страна Лимония. Деревня Петросяния», «Семейный радости», «Страсти-Мордасти», «Елена Петросяновна — чесальщица-мотальщица»; 14 коллекционных дисков с выпусками телеспектаклей Театра «Кривое Зеркало»; Юбилейный вечер «60 лет в обед» (4 диска), так же начат выпуск авторской передачи Евгения Петросяна «Смехопанорама» (на сегодняшний день издано 4 диска), передачи Елены Степаненко «Бабы, вперёд!» (2 выпуска).

На аудио носителях можно найти работы Евгения Петросяна, такие как: «Когда финансы поют романсы», «Шлягер шлягеров» и «Лучшее последних лет».

О спектаклях Петросяна и о самом артисте писали выдающиеся мастера российского   искусства.

И.Ильинский, «Советская культура», 1977 год

«…По словам Белинского, искусство смешить сложнее, чем искусство трогать. Суть комического кроется в совершенной серьезности, с какой живут и действуют комедийные персонажи.

Е.Петросян точно следует этому непреложному закону. Создавая в монологах образы шутника, карьериста, невежды, дельца, приспособленца, обывателя, он старается подчеркнуть, насколько серьезно, а может быть и трагично для них все то, что с ними происходит.

«Монологи» Е.Петросяна можно назвать мини-спектаклем… Программа молодого артиста оставляет отрадное впечатление, и мне, принимающему близко к сердцу все, что касается комического в искусстве, приятно сознавать, что у нас есть достойная, талантливая смена».

Л.Утесов, «Комсомольская правда», 1981 год

«Юмор Петросяна современен, потому что при всем жанровом и тематическом разнообразии номеров он говорит в общем-то об одном, может быть, самом главном сегодня: о дефиците человеческих чувств.

О доброте, в которой подчас отказывают друг другу люди, отказывают даже не столько по злому умыслу, а просто из равнодушия. Его выступлениям присущ мощный смеховой заряд. Правда, порой это смех сквозь слезы, но такое тоже полезно».

М.Миронова, А.Менакер, «Советская культура», 1981 год

«Все исполняемые Петросяном в спектакле «Доброе слово и кошке приятно» монологи — сатиричны, злободневны, и в то же время они пронизаны добрым отношением к людям. К каждому монологу найден свой соответствующий ключ. На сцене перед нами интеллигентный, доброжелательный человек, понимающий, о чем и с кем он говорит. Когда он читает один из монологов, выходя к самому краю просцениума, и смотрит добрыми глазами на сидящих в зале, кажется, он обращается лично к каждому, и каждый чувствует себя его собеседником, словно артист обращается непосредственно к нему».

Доктор искусствоведения Е.Уварова, «Советская эстрада и цирк», 1987 год

«Дарование Е.Петросяна глубоко оптимистично по своей сути. Разоблачая бездуховность в разных ее проявлениях, он даже, казалось бы, в безнадежных ситуациях видит теплый огонек надежды».

Народный артист СССР В.Канделаки, «Советская культура», 1986 год

«Петросян очень ироничен. И по отношению к себе тоже. Ирония над самим собой – «вещь» не очень обычная для артиста — главного исполнителя в спектакле».

Г.Замковец:

В «Дураках…» юмор откровенно сдал свои позиции яростной сатире. Облик элегантного неистового Петросяна, отступая в нашу память, уступает место бойцу и мудрецу. И не обижайтесь, что интеллигентный и уважающий зрителей Петросян вдруг так категорически обозвал нас всех дураками. Ну кто-то должен был сказать нам правду? А то ведь мы так и будем считать свои деяния очень нужными и закрывать глаза на все безобразия вокруг».

В.Чекмарев, «Вечерний Омск», июнь 1989 год

«В программе «Инвентаризация-89» Е.Петросян «инвентаризирует», ставит на заметку или на всеобщее осмеяние то, что мешает нам быть сильными, честными и добрыми людьми. Пересказывать интермедии и монологи Петросяна — бесполезное дело. Можно только чуть приоткрыть приемы, которыми пользуется артист. Сначала он словами своего героя, какого-нибудь недотепы, рассказывает о горько-смешных фактах нашей жизни. И на эстраде мы видим недотепу или доморощенного мудреца… и смеемся вместе с ним. Но потом как-то незаметно и неожиданно герой Петросяна превращается в публициста, вопрошающего: почему же так происходит?! И в вопросе не недоумение, а ясная позиция — как надо жить, как поступать. Поэтому волны смеха, сотрясающие зал, чередуются с минутами раздумий, с минутами праведного гнева. Евгений Петросян, негодуя и смеясь, делает нас своими единомышленниками.

Варвара Ардаматская, май 1990 года, «7 дней»

«Неослабевающее напряжение зрителя — безудержный смех и затаенная тишина зала, конечно же, достигаются и мастерством, и волнующими темами, и разнообразием сценических образов наряду с доверительным разговором. Кто-то сказал: «Юмор, в конечном счете, это всегда добро». Я увидела в конце концерта подобревшие лица зрителей, уносящих надежду и радость».

В. Коклюшкин, писатель-сатирик

«На сегодняшний день Евгений Петросян владеет дефицитным качеством сценического успеха — он уважает зрителей.

Ни один запуск космического корабля не готовится с такой тщательностью и пунктуальностью, с какой он готовит новый спектакль…

Конечно, в работе над спектаклем и в спектакле заняты и другие симпатичные люди, но эстрада — это всегда монархия. Мы знаем, как широко и мощно раскинулась империя Аркадия Райкина. Мы помним всемирного завоевателя Чарли Чаплина…

Евгений Петросян — король в своем королевстве. Все здесь по-петросяновски: петросяновский язык, петросяновские шутки, петросяновская манера сказать человеку злую правду, не унизив человеческого достоинства. Потому что, если унизить, испачкать то, что делает человека человеком, это уже не юмор и не сатира, а скандал. А для этого не обязательно ходить в театр.

Что особенно приятно: в своем королевстве Евгений Петросян сидит не на троне, а за рабочим столом. Иногда кажется, он и спит за ним, потому что он постоянно в работе.

Трон в его королевстве для Зрителя. И если драматические актеры говорят: «Его Величество Театр», то у Евгения Петросяна – «Его Величество — Зритель!».