Ответы на вопросы поклонников:

2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008   2007   2006

 

2007 г.

Уважаемые посетители сайта

Я недавно заглянул на ваш сайт и, преодолев большое смущение, очень обрадовался тому, что у меня так много друзей. Мне невольно хочется ответить вам добрыми словами, поблагодарить вас и пожелать вам всяческих успехов и здоровья. Когда-то у А. Райкина была песня о «добром зрителе в 9-том ряду», который всегда сидел на его концертах, радовался его успехам, а в трудный момент его поддерживал криками «Браво!» И когда пришло время артисту уйти на покой, поскольку трудно уже стало выступать, он все равно не мог этого сделать, потому что не мог подвести «доброго зрителя в 9-том ряду». Это сердечная связь актера и зрителя — оптимальный вариант для понимания ради чего артист вообще выходит на сцену, для чего ему нужна популярность и чего он хочет добиться в результате творческого процесса.

Мой учитель Леонид Осипович Утесов добился самого большого единения со своим зрителем за всю историю театрального искусства. Сейчас трудно себе представить, как воздействовали на наш народ его песни, особенно в годы Великой Отечественной войны, как радовали душу и согревали сердце перед смертельным боем. И те, кто выжил в этом бою, пронес до конца жизни благодарность и беззаветную любовь к артисту. Но это, как образец, как символ. Я ни в коей мере не смею себя сравнивать с великим мастером, я просто привожу пример того, к чему должен стремиться артист — к сердечному взаимопониманию со зрителем.

Тезис эстетов от искусства о том, что искусство должно принадлежать только искусству — безумен. Это все равно, что сказать, что медицина должна принадлежать только медицине, наука — только науке и так далее. Так можно дойти до железной дороги, по которой должны ездить только железнодорожники. Искусство ради искусства может быть и должно быть только в лабораторных условиях, в качестве эксперимента. А потом все удачные эксперименты должны принести пользу народу. Надо сказать, что любой труд должен приносить людям пользу, ну хотя бы через сто лет, а в нашем жанре шутка должна быть оценена сию секунду, через пять минут будет уже поздно. Это не журнал и не книжка, которые можно перечитать. Это такой жанр: артист сказал — публика прореагировала. А вот реакция публики бывает не только смеховая, то есть она не только обозначает смешно или не смешно. Опытный артист должен чувствовать и другое: согласен ли зрительный зал с тем, что ты сказал или не согласен, интересно ли это сегодня или не интересно (то есть не к месту, кто-то из великих сказал: «Нет ничего утомительнее остроумия не к месту».  А Пушкин в какой-то эпиграмме написал: «И красивы вы не кстати, и умны вы невпопад»), но самое главное — что зритель «уносит» после твоего выступления, какое «послевкусие», что будет хранить его память о тебе.

Для меня бесценны те мгновения, когда зритель рассказывает мне о моих выступлениях даже сорокалетней давности. Для меня обнаруживается смысл того, что я делаю, когда приходят письма о том, что я вывел человека из стресса, что я поддержал его в трудный момент и даже тем самым укрепил его здоровье. В этих случаях я понимаю, что открывается возможность «дойти до сути» как говорил другой великий поэт.

Думаю, что периодически отвечать на эту обратную связь, которая образовалась у нас на сайте, надо. Если Танечка накопит в очередной раз (первый раз уже состоялся) множество ваших вопросов, я обязательно на них отвечу, но не порозень, а когда накопится критическая масса. Как вы, очевидно, заметили, я редко даю интервью, потому что существует две причины, останавливающие меня. Первая — журналисты много перевирают; скажешь одно — напечатают совсем другое, да еще от твоего имени. С меня хватит сайта, где, якобы от моего имени, какие-то подлецы печатают всякие глупости. Вторая причина — у журналистов есть тенденция всячески принизить значение искусства, а потому они не готовятся к разговору, они не искренние и, самое главное, малокультурные. Поэтому разговаривать с ними очень неприятно и бессмысленно.

А вот такие интервью, непосредственно построенные на разговоре со зрителями, могли бы восполнить пробел в разговорах об искусстве, потому что пресса сейчас занимается «небылицами в лицах» на бытовые темы — это уровень их разговора.

Еще раз спасибо вам за Добро.

С уважением, ваш Евгений Петросян.