— Евгений Ваганович то, что Вы делаете на эстраде, непременно должно отражать Вашу социальную позицию?

Безусловно. И социальную, и гражданскую, и художественную. Но тут необходимо одно уточнение, потому что у нас любят перетасовывать слова и понимать по-своему собеседника. Речь идет о юмористическом жанре театральной эстрады, который я представляю. Когда я изображаю какой-то характер и гротесково высмеиваю какие-то отдельные черты и качества этого характера, это не значит, что я его поддерживаю и что я с ним согласен. Это означает, что слушающий должен уловить мою внутреннюю иронию, понять ее и, если мы с ним сходимся в жизненных позициях, согласиться с ней. Если такого согласия нет, то я это обязательно почувствую. И вот тут дальше я начинаю думать, почему зритель не согласен. И если это несогласие мне покажется правильным, я его обязательно учту… Впрочем, мы уже перескочили в область психологии восприятия зрительного зала.

— Ваши спектакли – от сердца, а не от ума?

Я предпочитаю и от того, и от другого. Чтобы не было горя от ума, нужно подключать сердце.

— В местах скопления людей есть культурные ограничения. Они есть и на сцене. В разные времена они разные. Но и сегодня, например, резать на сцене живых кур – это возможно?

Нравственные ограничения должны сохраняться во все эпохи. Я не люблю агрессивного сценического действия. Все, что не служит добру, не является искусством. Шокировать зрителя любым способом – модный театральный прием. Это продолжение той дьяволиады, которая существовала всегда, но в наши дни, к великому сожалению, она процветает. Нарушаются все нормы: этические, эстетические, художественные… Лишь бы удивить. Переступая через нравственные запреты, мы открываем реальную перспективу конца света.

— Вы можете вспомнить что-либо полезное для себя из того, что писали о Вас критики?

У нас нет профессиональной театрально-эстрадной критики. А если она и существует где-то, то прячется по каким-то глубоким норам, и ее не только не видно, но и не слышно. В большинстве случаев нынешние журналисты – люди полуграмотные и при этом в моем деле абсолютно не профессиональные. Нередко наши журналисты работают, исходя из нелегальных гонораров, которые им платят. У них существует даже прейскурант расценок. Надо про вас написать хорошую статью, сумма одна, разгромная статья про вашего коллегу – цена другая. И так далее… Черный пиар, которые затеяли против меня мои оппоненты, уже мною обсуждался не один раз. Но вы спрашиваете, что полезного я могу для себя извлечь из этой постыдной истории? Говорят, посланный подальше считается устремленным в будущее. В этом есть здравая мысль. Я им не отвечал публично. Я отвечал только своей работой, устремленной к зрителю – моему другу, советчику и, в какой-то степени, партнеру, которого я никогда не предавал.

В моей книге афоризмов есть такое двустишие американского поэта Артура Гитермана:

Из тех камней, что критики в вас мечут,
Сложите монумент, он вас увековечит…

— Театр, эстрада в России очень часто становились не просто театром и эстрадой, а властителями умов, общественной площадкой. Так ли это сегодня?

Конечно, не так. В советские времена была у людей потребность, чтобы кто-то в искусстве его радовал и утешал, советовал и сострадал, тем самым психологически защищая и согревая душу, которая пребывала в страхе. От церкви государство отказалось. И только искусство приняло на себя гуманистическую миссию призывать к добру и состраданию. Я, конечно, не имею в виду идеологическую составляющую советского искусства.

Сегодня же, в эпоху вседозволенности, произошла резкая дифференциация, прежде всего по интересам людей. Искусство немедленно прореагировало и стало множиться на разные жанры и направления, вплоть до порно театров, и как мы уже определили, даже садистского толка.

Но самое главное, упал общий уровень культуры. Сейчас мало кто читает хорошую литературу и, прежде всего, классику. А с другой стороны, выросла осведомленность людей. Молодые люди уже в курсе, что был какой-то роман «Война и мир» (правда, не знают, чем там дело кончилось), что когда-то Достоевский написал прикольное произведение про какого-то идиота.

К сожалению, активные пользователи Интернета лишены возможности получать качественную, достоверную, развивающую общий интеллект информацию, что приводит к печальным реалиям их образования. К примеру, искажается их историческое сознание, когда в социальных сетях читают, что атомную бомбу в 1945 году на Японию сбросили не США, а СССР. Надо отметить, что при таком положении у многих возникает амбициозность суждений и уверенность в том, что «я знаю все настолько точно, что могу делать безошибочные выводы и публиковать их». Такая ситуация напрочь лишает возможности самого высокого таланта стать, как вы пишите, властителем умов.

— Евгений Ваганович, вас иногда сравнивают с Аль Капоне. Существует ли у нас эстрадная мафия?

Какую же фигню вы спросили!!! Так можно было бы сказать, если бы я только собой занял эфир и молодежь бы не допускал бы выступать. А я, дурашка, наоборот, наивно жду, когда же к нам придет очередной талант, которого я мог бы благословить и выпустить на сцену.

Что вы имеете в виду под эстрадной мафией? Некое объединение профессионалов, которое ради своих интересов совершает противоправные поступки? Но это явно не к нам. По-моему, ваш вопрос является наглядной иллюстрацией предыдущих рассуждений о нынешнем состоянии осведомленности людей.

— Не смущает ли Вас то, что спектакли «Кривого зеркала» по ценам на билеты доступны далеко не для каждого (в отличие от Ваших сольных концертов)?

Не смущает. Пусть смущаются те, кто выставляет сумасшедшую аренду за зал, за рекламу, за продажу билетов и прочие многочисленные расходы. Что касается зрителей, то большинство из них смотрят нас по телевидению. Наши концерты – это, прежде всего, телесъемка. А телесъемка стоит бешеных денег. Если все это учесть и посчитать, то билеты наши стоят чрезвычайно дешево. Вы пишите: «Доступны не для каждого»… А что у нас в стране доступно для каждого?..

К сожалению, у «Кривого зеркала» нет своего помещения театра, поэтому наша аудитория только телевизионная.

— Что такое для Вас — быть артистом сегодня? И что это было в самом начале, когда Вы только приехали из Баку? Были иллюзии, которые потерпели крах?

Если это были иллюзии, то они должны были потерпеть крах. Были мечты… Они сбылись. Но это произошло не само по себе.

— А в Вашем театре есть такая традиция — молодых проверять?

Что имеется в виду под словом «проверять»? Проверять на честность, на знание правил уличного движения?.. Может быть, надо проверять здоровье амбулаторным путем? Быть может, вы имеете в виду просматривать молодые таланты? Так к нам поступает много видеозаписей с выступлениями потенциальных артистов. Так что, как что , так сразу и тут же…

— Можете припомнить монолог (или роль), которая по каким-то причинам далась Вам сложнее всего?

Слово «далась» меня как-то смущает. Напоминает слово «отдалась». Каждая роль, каждый номер, безусловно, имеет свою степень сложности решения. Перед артистом и его режиссером (в моем случае, они в одном лице, хотя к советам со стороны я прибегаю) стоит творческая загадка, ребус, который надо решить. Чем точнее написано, тем меньше неизвестных в этой загадке и тем быстрее находится разгадка. Чем профессиональнее артист, тем быстрее он определяет недостатки будущего номера, авторские просчеты и может быстро посоветовать автору и себе, как выйти из создавшейся ситуации номера победителем. Чем больше гротеск в юморе, тем сложнее его прописывать, чтобы не ошибиться. Помню, Аркадий Хайт монолог «Пугало» переписывал десять раз. Ни одного слова не осталось от первого варианта. Я был соучастником этого процесса (впрочем, как и в остальных случаях создания моего репертуара), и мои советы и пожелания имели для продвижения вперед большое значение. Хайт доверял моей интуиции, а я – его таланту. И вот это взаимодоверие является основополагающим условием в работе автора и артиста. Почитайте книгу «Хочу в артисты», там вы найдете много примеров создания номеров и спектаклей.

— Есть ли персонажи, которых Вы мечтаете сыграть всю жизнь?

Ну, всю жизнь — громко сказано. По-моему, я переиграл все, что можно было переиграть: характеры, жизненные ситуации, судьбы, выявляя отдельные человеческие качества, особенности психологии, различные взаимоотношения людей, профессии и прочее, прочее… Что бы мне сейчас хотелось сыграть? Мне было бы по душе, по возрасту и по моему душевному состоянию сыграть такие номера, где юмор сочетался бы с драматизмом, лирикой, жизненной мудростью, которая была бы полезна зрителю. При этом хотелось бы видеть талантливую, остроумную иронию над многими явлениями современной жизни. Хотелось бы… Но, увы и ах!.. Авторы все чаще и чаще берут пример с «Комеди клаб», начинают писать грубо и пошло. Меня это совершенно не устраивает. Именно это обстоятельство сейчас тормозит развитие «Кривого зеркала».

— Без чего сегодня невозможно Ваше счастье?

Без зрителя.

— У Вас хоть раз было что-то вроде творческого кризиса, Вы разочаровывались в профессии?

В профессии я никогда не разочаровывался. Я всегда пытался ее познать. Кризиса, слава Богу, не было.

— Совсем недавно отгремел на телеканале «Россия 1» кинофильм «Жизнь и судьба» пересуды и перепалки тянутся за ним шлейфом. И дело даже не в том, насколько хорошо кино и насколько точно отражен в нем роман Гроссмана. Одни поставили Гроссмана рядом с Л.Толстым, другие назвали его книгу «гнилой» — автор, мол, родину не любит. А Вы — за «белых» или за «красных»?

Гроссман первым сопоставил Гитлера и Сталина. Насколько корректно такое сравнение — не задумывались?

Я не смотрел фильм по простой причине: в последнее время мне трудно смотреть тяжелые фильмы, рассказывающие о трагической судьбе нашего народа. Меня после таких просмотров долгое время колотит и колошматит. Я принимаю все близко к сердцу. Роман читал давно. Между такими историческими личностями, как Гитлер и Сталин, можно провести много параллелей. Но насколько корректно такое сравнение, я не знаю по простой причине: каковы критерии сравнения? Думаю, они могут быть разными. Возможно ли сосчитать чисто арифметически количество жертв в СССР, возникших по вине Сталина и количество жертв по вине Гитлера?

А делить сейчас наших людей на «белых» и «красных» очень не хочется. Я за весь народ.

— Понятие «театр — дом» и «театр — семья» в Вашем театре культивируется?

Такие понятия нельзя культивировать, они либо возникают в коллективе, либо нет. Культивировать можно традиции. Но, к сожалению, как я уже говорил, у «Кривого зеркала» нет своего дома…

Ощущаем ли мы себя семьей? Когда собираемся вместе и репетируем, то, конечно же. Мы помогаем друг другу. Болеем друг за друга. Нам хочется всем вместе добиться оптимального результата. Но потом заканчиваются съемки, и наступает период монтажа и прочих технических манипуляций, и мы не видимся. Я не раз призывал к повседневному общению, но такова жизнь: у артистов свои сольные маршруты, свои заботы и проблемы. Поэтому в периоды «межсезонья» семьей нас не назовешь.

— Успеваете бывать на постановках друзей, коллег? Если да, то какое самое сильное впечатление за последнее время?

В театре, естественно, я бываю. Сильное впечатление произвел спектакль театра Е. Вахтангова «Пристань». Режиссер-постановщик Римас Туминас избрал замечательное художественное решение юбилея театра. Представление состоит из десятка небольших пьес, в которых заняты ведущие артисты театра. Это, конечно, истинный праздник и для зрителей, и, как оказалось, для самих именитых артистов!

В финале сцену покрывает белый, раздувающийся, словно парус на ветру, занавес, на котором под трогательную музыку показываются фотографии любимых артистов-вахтанговцев, ушедших из жизни. Потом занавес взлетал вверх, и мы видели на сцене всех участников спектакля. Очень трогательно. Но мне пришла в голову мысль сделать этот момент более значимым. Я посоветовал господину Туминасу: «Попробуйте другой вариант этого финального момента: белый занавес не улетает. Он опускается вниз и становится, как бы облаком, а артисты, получится, кланяясь, стоят на этом облаке». Мне сказали, что режиссер так и сделал в последующих спектаклях. Я рад, что таким образом получил возможность выразить знаменитым артистам свою признательность.

— Каким Вы себе представляете идеального режиссера? И существует ли такой вообще?

А что такое идеальный? Идеальный режиссер, композитор, ученый, артист, врач, педагог, дворник? Идеалов, как известно, нет. Очевидно, вы имеете в виду высокого профессионала, творящего в своем деле чудеса. Таких на свете очень мало. Думаю, вы сами могли бы их назвать. Они становятся великими, становятся знаковыми фигурами, на которых ориентируются многие коллеги. Чаще всего такие таланты создают свои школы, которые продвигают искусство и помогают верить в жизнь. Они приносят неоценимую пользу, как людям жанра, так и людям вообще. Перед ними надо снять шляпу и поклониться с благодарностью.

— Как, на Ваш взгляд ошеломительный успех Вашего телетеатра «Кривое зеркало»? Какие творческие планы у театра в ближайшее время? Планируются ли новые съёмки?

С чем связан успех? Думаю, что он связан со зрителем. С его пониманием жизни, его представлениями, каким должен быть веселый театр, что из себя представляет обаятельный юмористический человек, артист… Над чем он должен шутить, связан ли он с нашей культурой, пониманием жизни, есть ли у него выдумка, может ли он приятно удивлять… Чьи интересы он представляет?.. И прочее, прочее… Словом, приятно ли и интересно ли зрителю смотреть на данный ансамбль артистов? Если да, то тогда – успех.

Но надо сказать, что несколько лет назад и в Англии наш театр «Кривое зеркало», как развлекательная телепередача, имел большой успех. Может быть, потому что в нем есть, как я говорю, объективный юмор, да еще к тому же, обаятельный.

Как только авторы напишут достойные этого театра пьесы, съемки немедленно запланируются.

— Про артистов часто пишут сплетни и всякую несусветную чушь. Как Вы реагируете на подобные публикации о Вас и Ваших друзьях?

Никак не реагирую, потому что не читаю и вам не советую. А если все-таки сплетня доходит, то что можно сказать? Безусловно, вызывает сожаление… И, знаете, стыд, что мои соотечественники занимаются постыдным делом очернительства.

— Что для Вас самый сильный соблазн в жизни?

Что вы имеете в виду под словом «соблазн»? В чем он вам видится? И как я воспринимаю это: чисто психологически или совершаю какие-то конкретные действия? Понимаю, что мои вопросы в данном случае риторические, вы мне не можете ответить. Поэтому возникает соблазн уйти в какое-то моралите. Но мы воздержимся от такого соблазна. Впрочем, как и от многих других соблазнов в жизни, как например, соблазнить женщину, соблазниться хорошим заработком, пойдя на компромиссы, соблазниться бездумно вкусно и чрезмерно сытно поесть и попить… Вы знаете еще какие-нибудь значения слова «соблазн»? Вопрос риторический…

Главным событием года, связанным с артистом Петросяном, был Большой Бенефис «50 лет на эстраде»! Хочется поблагодарить Вас за это море юмора, позитива и праздника, который подарили Вы и Ваши коллеги! Скажите, пожалуйста, сколько времени ушло на подготовку к нему? Трудно ли было работать над ним? Есть ли работы, которые планировались к Бенефису, но «не прошли»?

Бенефисом я занимался года полтора. Безусловно, было много работ, которые не дошли до финала. Это нормально, когда готовишься всерьез и с щедрым запасом. Объем готовившегося материала в несколько раз превышал тот, что остался. Сотни идей, художественных приемов, десятки пробных номеров и этюдов, масса артистов, которые тоже не добрались до желаемого результата. Это был большой марафон. Повторить его я решусь, видимо, не скоро.

— Скажите, пожалуйста, как и где удалось найти талантливого мальчика Сашу Савинова, который играл маленького Петросяна? Долго ли репетировали с ним?

Репетировали долго и терпеливо. Саша старался, быстро учил текст, но не все получалось поначалу. Он выступает в ансамбле «До-ми-солька». Очень хорошо поет. Побеждал уже на многих детских конкурсах. Есть ли у него юмористическое будущее? Не знаю. Скорее всего, вокальное. Это зависит от самого человека и его желания. Я же желаю Саше успехов и благодарю за участие в бенефисе.

В последнее время, всё чаще замечается, что из эфира будь то «Кривого зеркала», «Смехопанорамы» или какой-то другой передачи, вырезаются какие моменты, что очень заметно внимательным зрителям. Не сложно догадаться, что «ножницы» берёт в руки телеканал. Из 86-го выпуска «Зеркала», например, вообще вырезали куплеты М.Вашукова «Эконо». Получается, что сейчас на ТВ политическая цензура? Как Вы это можете прокомментировать?

Что можно сказать? Очень жаль, что перестраховка случается. На этом сайте, между прочим, разместили то, чего не было в телеверсии. Значит, не цензура, а перестраховка.

— Евгений Ваганович, в уходящем году немного видоизменились выпуски «Кривого зеркала». Стали делаться нарезки. Старые выпуски превращают в новые. Такие программы стали показываться чаще, чем премьеры театра. Также, в последнее время эфирное время «Кривого зеркала» не самое лучшее — воскресный день, вместо привычного вечера пятницы. Скажите, пожалуйста, с чем это связано?

Мне тоже кажется, что новые спектакли «Кривого зеркала» нужно показывать не в дневное время. Если вы заметили, мой бенефис шел тоже не вечером. Что не совсем правильно. У нас лежит спектакль про ЖЭК. В какое время он пойдет в эфире, я тоже не знаю, но, надеюсь, в ближайшем будущем. Хотелось бы, чтобы это было в пятницу вечером, по сложившейся традиции. А в дневное время пусть идут калейдоскопы, так сказать, всё лучшее, не потерявшее юмор во времени. Я нахожу это правильным, и если кто-то из поклонников «КЗ» этим недоволен, то спешу их успокоить: это лучше того, если бы они не видели ничего.

Я, как автор проекта и главный режиссер-постановщик, вижу, что эти калейдоскопы превращаются в новое единое целое – программы сегодняшнего дня.

— Евгений Ваганович, часто ли Вы бываете в Интернете? Если да, то, какие сайты обычно посещаете?

В Интернете бываю не часто. В основном, Яндекс пробки, погода, Аэрофлот, гостиницы, карты маршрутов, почта, телеграф, скайп, магазины, аптеки… Если что-то знаете еще, дополните своими предложениями.

— Каким для Вас был 2012 год? Что запланированное удалось сделать, что не успели?

2012 год творчески для меня был очень хорошим. Но утрата в самом конце года случилась невосполнимая. Как обратили внимание многие посетители сайта, скоропостижно ушел из жизни директор театра Юрий Яковлевич Диктович. Он был моей правой рукой, верным товарищем, высоко профессиональным администратором, добрым человеком, остроумным советчиком…

Но жизнь продолжается: я жив. Жив во мне артист! Ко мне приходят зрители, как и много лет назад. И звонко звучит по-прежнему смех в зале, как людская радость, как любовь к жизни, как принцип взаимопонимания. За эти годы изменились темы моих выступлений, приемы, ритмика, стили юмора. Не изменился только смех в зале.

Пусть же весь наступающий год будет у вас радостным, веселым, не омраченным неприятностями и потерями. Пусть грозы обойдут нашу землю, пусть льёт только очищающий ее благостный дождь. А символ наступающего года – Змея – поможет нам стать мудрее.

С Новым годом!