Блиц-опрос
Если стиль одежды, то? | — В основном, классический английский. |
Если цвет, то? | — Разный, по настроению: лазурно-синий, нежно зеленый, бордо-вишневый, благородно фиолетовый. |
Если цветок, то? | — Ирис, тюльпан, анютины глазки. |
Если поездка, то? | — Питер. |
Если время суток, то? | — С 11 вечера до 2-х ночи. |
Если поэт, то? | — А.С. Пушкин. |
Если животное, то? | — Чижик. |
Если автомобиль, то? | — Мерседес, Лексус |
Если еда, то? | — По настроению, желательно, нежирное. |
Если вид спорта, то? | — Не увлекаюсь. |
О творчестве и планах на будущее
Евгений Ваганович, Вы неоднократно говорили, что хотели написать книгу о женщинах. Эта задумка имеет шанс реализоваться в будущем?
– Что-то я не помню, чтобы я так говорил. Я писал книгу «Альбом моей памяти», где большое место занимали женщины, но, в основном, эта книга о театрально-эстрадной жизни с 60-х годов по сегодняшний день. Это должна быть очень большая книга, т.к. воспоминаний много, все хочется осмыслить и расставить по полочкам. Но главное, чтобы молодые узнали о том, как мы жили, что любили, о чем спорили, что ненавидели, какие стихи предпочитали, спектакли, концерты, и что было главным в нашей жизни, и что смешного и нелепого в ней было. Может быть, связь с той жизнью помогла бы молодым что-то уразуметь в сегодняшней. Где-то 40% было написано, но появилось «Кривое зеркало» и не дало мне ни временную, ни энергетическую возможность это продолжить. «Стоит» у меня еще одна книга – это фундаментальное, научное исследование всех теорий комического, попытка их примирить и обобщить, следовательно, попытаться сформулировать объективную, подтвержденную практикой, полезную и для писателей и для артистов теорию комического.
Евгений Ваганович, после совместного номера «Фамилия» с Еленой Степаненко в спектакле «Больница» общих работ у Вас не было. Будут ли вообще в ближайшее время?
– Я бы очень этого хотел, но, к сожалению, пока авторы не предоставляют эту возможность, но грозятся.
Евгений Ваганович, в одном из выпусков «Смехопанорамы» Вы сказали, что у Вас есть задумка, как сделать один из финальных выходов актёров под одну из песен Джо Дассена. А какую именно его песню Вы имели ввиду? И когда это будет?
– Спасибо, что напомнили. Эта песня сделана на основе французского кантри, она у меня на старой кассете, обязательно ее найду.
Евгений Ваганович, Ваш юбилейный вечер «Я люблю Вас!» стал, чуть ли не главным юмористическим событием 2005-го года. Не планируете такой же праздник подарить зрителям и поклонникам на 65-летие?
– Я далек от мысли, что все свои дни рождения надо широко отмечать. Хороший спектакль можно сделать и не в связи с датой, тем более, «неровной». Все наши спектакли посвящены разным темам, и, если мне удастся через три года сделать что-то хорошее, я буду только рад. Что касается «себя любимого», то в моей квартире не висит ни одного моего портрета. Мне кажется, самолюбование мешает творческому процессу, а самоирония помогает.
Евгений Ваганович, Ваша «Смехопанорама» существует с 1994 года. Никогда не было желания кардинально сменить «имидж» передачи? Почему в последнее время Вы редко приглашаете знаменитых гостей? Это связано с уменьшением эфирного времени?
– Безусловно, связано. Двадцать четыре минуты, в которые надо уместить не только разговор, но и многочисленные фрагменты, не позволяют развернуться, тем более, что многие собеседники выражают свои мысли расплывчато и медленно. Что касается имиджа, здесь — не просто, потому что «Смехопанорама» — это юмористический журнал, обозревающий не только весь жанр, но и все смешное. Можно сменить обложку журнала, но вы не можете сменить артистов, которые есть, вы не можете, к сожалению, сменить даже ведущего, потому что это мой рассказ о происходящем, т. е. это авторская передача. Другой человек может сделать что-то свое, и на здоровье, и дай-то Бог. Что касается обложки, дизайна, то не исключаю, что через годик он изменится.
Евгений Ваганович, давным-давно один из Ваших выпусков был полностью посвящён Елене Степаненко. Нет желания сделать продолжение этой темы в новых программах?
– Елена Степаненко, с моей точки зрения, выдающаяся комедийная актриса. Такие актрисы появляются в искусстве чрезвычайно редко, гораздо реже, чем трагедийные актрисы, поэтому о ней можно было бы сделать бесконечное множество передач и, самое главное, снять много фильмов. Может быть, в будущем я так и сделаю.
Евгений Ваганович, Вы постоянно колесите по стране с концертами. Нет желания немного умерить и сузить рамки гастролей? Или же наоборот расширить их?
– То есть, вы меня спрашиваете: «могу ли я копать, или могу я не копать?» Моя занятость на телевидении и здоровье не позволяют мне, как вы пишите, колесить по стране с концертами. Кстати, здоровье я потерял именно на гастролях, когда бесконечные поезда и самолеты, советские рестораны и столовые вмешиваются в режим твоей жизни, то никакой жизни уже не захочешь. Поэтому, ваш вопрос мне непонятен.
Евгений Ваганович, на юбилейном концерте налоговой инспекции Вы сказали, что готовите новую книгу. Какого она будет содержания? И когда «увидит» свет?
– Книга «Хиханьки-хаханьки – 2 или Доктор Смех» выйдет буквально на днях, т е. в конце апреля. Это большая книга о сегодняшнем остроумии нашего народа
Евгений Ваганович, в последнее время огромная редкость, да не то чтобы редкость, а почти ископаемый факт, увидеть Вас на обложке журнала. Около семи лет назад Вы с Еленой Григорьевной дали большое интервью с фотосессией для издания «7 Дней». Нет ли в планах повторить пройденное?
– Этот вопрос надо задавать журналам. Фотографий ведь много, и нескромно уверен, что наши фотографии на обложках поддерживали бы тираж изданий. Но, увы и ах, этого не происходит по инициативе изданий (видимо, они ждут наших коммерческих заказов), а мы не проявляем такой инициативы. Я уже сказал, как отношусь к своим портретам дома. «Цель творчества – самоотдача»…
Обо всём понемногу
Евгений Ваганович, Вы человек занятой, всегда в разъездах и делах. Как проводите редкие минуты досуга?
– Я не провожу редкие минуты досуга, у меня их нет. Мой отдых — в смене занятий. Я ведь и артист, и режиссер, и графоман, и книголюб.
Евгений Ваганович, Вы в своё время были законодателем моды. Как сейчас смотрите на современные тенденции? Не правда ли, вид солидного мужчины отталкивает и настораживает, если тот без галстука.
– Мне не нравится современная мода своей неряшливостью – мятая майка, жеваные, порванные джинсы, непричесанные волосы и потное лицо не могут вызвать у меня восхищения. Быть красиво, со вкусом одетым, с наглаженными брюками, свежей красивой рубашкой, красивым и правильно подобранным галстуком (я уже не говорю о бабочке, которую мужчина должен уметь правильно завязывать), — быть одетым во все это каждый день очень трудно, это большая работа. Так же, как сложнее сказать красивые слова девушке, прочитать стихи, подарить ей цветы, послушать хорошую музыку, которая не будоражит агрессию, а вызывает добрые чувства. Гораздо проще шокировать ее грубостью, которая в отдельных случаях возбуждает, и умилить страшной татуировкой, кольцом в носу или ухе, нестиранной одеждой и сказать, что это самая модная «фенька». Мой двенадцатилетний внук очень любит носить бабочки, он очень талантлив, хочет стать артистом, поэтому прослеживается тяга к элегантной театрализованной одежде. И я почему-то доволен. Но артистом он не будет, думаю, что станет хорошим математиком.
Евгений Ваганович, о Вашей коллекции галстуков нередко писали газеты. А сейчас она также пополняется, и расширилась, вероятно, до глобальных размеров?
– Я не озадачен иметь большое количество галстуков, хотя их у меня немереное количество. Я их дарю всем своим друзьям. Галстук должен быть свежим, как платок в кармане.
Евгений Ваганович, Вас по справедливости называют корифеем Юмора, Маэстро, Мэтром. А сами как считаете? Уже дошли до таких званий?
– Иду, иду. Встречайте!
Евгений Ваганович, некоторое время назад Вы вывели на большую юмористическую сцену целое поколение молодых и талантливых артистов разговорного жанра. Сейчас, на Ваш взгляд, «поток» талантов ослабел?
– Ослабел. Это главная беда жанра, потому что профессия стала неуважаемой. Уж больно ее затюкали и принизили, не поняв ее необходимости и художественных достоинств, по сравнению с иностранными образцами этого творчества. Кстати, во всем мире она очень уважаема, потому что люди там понимают, зачем она. Сегодня Максим Галкин уже не бросил бы университет и не пришел бы сюда, потому что это не престижно. Сергею Безрукову, талантливо умеющего делать пародии, есть чем заняться в театре и кино. Там — почет и уважение. Сейчас появились балагуры-матершинники, фигляры-самопальщики. К театральному юмору на эстраде это не имеет никакого отношения. Это стёбовая манера в американской эстетике, делающая ставку на то, чтобы шокировать и издеваться. Она применительна к закрытому варьете, ночному клубу или, как хотите, называйте это по-другому, где сами артисты вот-вот лопнут от счастья самолюбования, не развивая свое актерское мастерство (они даже не ставят такой задачи), они озадачены, как сами сказали в эфире, «срубить бабло». Кстати, в питерском журнале они сказали о том, что половину заработанных денег отдают Петросяну – «рэкет, понимаете ли». Нет надобности говорить о том, что они нагло, по-хамски наврали, нет надобности подчеркивать, что этот факт говорит о том, что эти люди могут сделать что угодно. Для них не существует нравственных запретов. Они «свободны»! Свободны от любви, уважения, норм поведения, как в жизни, а, стало быть, и на сцене. Поэтому я не могу такое племя брать в расчет новых поступлений в жанр. Но, тем не менее, кое-кто прибывает. Это трио «Абблом»: Алексей Буховцов, Михаил Белов и Ольга Арзамасова. В следующих выпусках «Кривого зеркала» вы с ними познакомитесь. Я надеюсь, что они разовьются. Семья «Кривого зеркала» их приняла радушно, что является большой похвалой их способностям.
Евгений Ваганович, в своё время Вы запретили дочери идти по Вашим стопам, сейчас не жалеете об этом?
– Жалею, потому что она иногда так талантливо изображает знакомых людей, что я подозреваю, что из нее могла получиться неплохая актриса.
Евгений Ваганович, как относитесь к детям на концерте? Поклонникам? Бывают ведь люди с травмированной психикой с неадекватной реакцией на кумира. На Вашем жизненном пути встречались такие?
— Ко всем зрителям я отношусь уважительно. Если же ребенок мешает, бегая по залу, и отвлекает зрителей, то, конечно, это не может не раздражать и артиста, и зрителей, и я всегда прошу родителей помочь мне в этом вопросе. В зале, где идет взрослый концерт, неплохо бы иметь детскую комнату, где бы детей отдельно развлекали. Бывают такие случаи, что взрослому некуда деть ребенка, а на концерт сходить хочется. Если же человек с травмированной психикой что-то выкрикивает, я непременно это смешно обыгрываю.
Евгений Ваганович, за последние несколько лет на Ваших глазах, благодаря Вашим поклонникам, появились в сети несколько сайтов, в том числе о Театре «Кривое Зеркало» и Елене Степаненко. Как Вы к этому относитесь? Содействуете? Считаете, это дело благородным или же просто так, увлечением?
– К сайтам, которые пытаются честно осмыслить наше дело, я испытываю благодарность. Там, где собираются наши поклонники и выражают нам добрые чувства любви, мне хочется ответить взаимной любовью и благодарностью. Вы делаете неоценимое дело: вы нас поддерживаете и обостряете наше чувство ответственности перед всеми зрителями. Вы, как тот самый «добрый зритель в девятом ряду» из песни А. Райкина. Найдите ее, и вы поймете, что я хочу сказать. Спасибо.
Евгений Ваганович, определение Театру «Кривое зеркало» Вы давали неоднократно: буффонный, пародийный и т.д. А что для Вас Театр не как для профессионала своего жанра, а просто человека?
— Я люблю этот театр всей душой, как свое дитя. Считаю, что в нем идет серьезный творческий процесс, дающий результаты. А главный результат – это то, что мы реанимировали форму театра миниатюр, который сгинул в советские времена. Тогда оставались только театры миниатюр вокруг какой-то яркой личности. В нашем театре – все яркие. Мне на днях позвонил режиссер Вячеслав Спесивцев и долго рассказывал, что такое «Кривое зеркало», и как здорово, что оно есть на свете. Можете к нему обратиться, потому что я все равно оцениваю пристрастно. И.-В. Гёте писал: «По отношению к своим друзьям я могу быть искренним, но беспристрастным — никогда».
Борис Пастернак писал: «Быть знаменитым – некрасиво…». А что для Вас означает популярность?
– Ответственность перед зрителем. Популярность – это доверие зрителя. Доверии надо оправдывать.
Евгений Ваганович, если представить разговорный жанр эстрады лет эдак через двадцать, по Вашему мнению, чем он будет отличаться от сегодняшнего?
– Юмор – это отражение жизни. Какая будет жизнь, таковым будет и юмор. Жизнью и будет отличаться.
Евгений Ваганович, перед выходом на сцену волнуетесь и по сей день?
– Испытываю трепет, а перед выходом на сцену прошу: «Господи, благослови!». Почитайте мою книжку «Хочу в артисты», там есть ответы на многие ваши вопросы, и на этот тоже.
Евгений Ваганович, если бы у Вас была возможность воспользоваться машиной времени, в какой период своей жизни Вам хотелось бы вернуться?
– В свою молодость. С теперешними знаниями я бы там многое наворотил.
Евгений Ваганович, с кем можете ассоциировать Елену Григорьевну? А себя?
– С самими собой.
В далёкие времена Вашего участия в «Аншлаге» Вы часто делились курьёзными ситуациями из своей жизни. В последнее время жизненных казусов не стало меньше? Или больше?
– Жизнь, слава Богу, продолжается, она состоит из казусов в том числе. И сейчас их хватает.
Евгений Ваганович. Не вопрос, просьба. Пожалуйста, запишите, диск, где Вы читали бы стихотворения. Вы делаете это блестяще!!! Только вот читаете их мало и редко.
– Я читал Р.Киплинга в «Семейных радостях». Можете взять это на диске «Семейные радости». И высылаю Вам стихи Ю.Левитанского, «положенные» Вадимом Крашенинниковым на музыку Д. Верди. Недавно в «Смехопанораме» я прочитал А.С.Пушкина.
Евгений Ваганович, а удавалось ли Вам самому в сети Интернет просматривать сайты, посвящённые Вашему Театру, супруге и другим артистам «Кривого Зеркала»?
– Я, к сожалению, не интернетная душа. Делаю это чрезвычайно редко. Ирина Николаевна, моя помощница, делает это чаще.
Евгений Ваганович, скажите пожалуйста, Вам приходилось видеть фильмы с участием актёров Вашего Театра?
– Не приходилось.
Евгений Ваганович, что Вы чувствуете за две-три минуты до выхода на сцену?
– Радость предстоящей встречи.
Евгений Ваганович, Вы считаете себя счастливым человеком?
– Безусловно!
Евгений Ваганович, что Вы смотрите на нашем ТВ? Что нравится? А что раздражает?
– Смотрю новости, «Умники и умницы», если попадаются — хорошие фильмы, некоторые научные передачи и документальные фильмы, передачи В. Вульфа и А. Смелянского и что-то еще, о чем – не помню. Передачи, которые раздражают, не смотрю. Не надо на них раздражаться, надо их не смотреть.
Евгений Ваганович, если бы у Вас была возможность пообщаться с двумя личностями всех времён и народов, кто бы это был?
– Конечно, я почел бы за великое счастье пообщаться с двумя гениями – это, конечно, А.С. Пушкин и Ч.- С. Чаплин.
Ваш профессиональный праздник – 1 апреля! Разыгрываете в этот день супругу, коллег?
– Я рассматриваю 1 апреля не как день розыгрыша, а как память о том, что в нашей жизни есть юмор, как призыв к веселому, радостному взгляду на жизнь, как совет воспользоваться юмором в трудную минуту, чтобы уцелеть.
Евгений Ваганович, говорят, раньше Вы любили погонять по городу на большой скорости. А сейчас как? Как относитесь к женщинам за рулём?
– Я не гоняю по городу, это было коротко в молодости. Но после того, как меня Бог спас от двух страшных неминуемых аварий, я перестал позволять разгуливаться этой страсти. К женщинам за рулем отношусь так же, как к мужчинам, — дифференцированно.
Евгений Ваганович, образ Ваших героев из сценок «Кондукторша», «Старик Ваганыч» и «Невеста» надолго остались в памяти зрителей. А есть персонажи, к которым Вы сами неравнодушны?
– Сейчас у меня есть новый монолог старика, который вот-вот должен покинуть этот мир, и который пытается понять, что же в жизни самое важное. Он мне очень дорог.
Евгений Ваганович, помните самый необычный подарок от поклонников?
– Он еще впереди.
Евгений Ваганович, Ваш конкурс, проходящий ежегодно на Интернет ресурсе Вашего официального сайта длится не один год. Наверное, за это время нашли уже не одного помощника в сборке анекдотов, курьёзов и смешного? Чем они помогают? Как вообще пришла идея сделать такой конкурс?
– О своих помощниках я написал в новой книге. Это благодаря и им она выходит в свет. Заметное место среди этих помощников занимает Татьяна Брухунова – хозяйка этого сайта, за что ей большое спасибо.
Евгений Ваганович, большая часть юмористической эстрады на данном этапе состоит из Ваших учеников и последователей. Можете выделить кого-то особенного? Считаете, что среди них есть те, кто застоялся в одном амплуа? Наверное, к таким можно отнести образ А.Данилко Верки Сердючки?!
– Верка Сердючка стала певицей, поэтому мы о ней говорить не будем. Пусть о ней рассуждает Алла Борисовна. А вот выделить любимых, это значит обидеть нелюбимых…(сказал я, и подумал: «Кто же нелюбимый?!»). У них у всех свой рецепт комического, и все они мне очень дороги. А вот огорчаюсь я за них, когда они совершают глупые поступки. Но это отдельная тема.
Евгений Ваганович, есть ли человек к мнению и совету которого Вы всегда прислушиваетесь?
– Одних уж нет, те – далече… Но, какие мои годы? Может, опять появятся… Впрочем, что это я? Безусловно, это зритель.
Евгений Ваганович, какое у Вас есть качество, которым обладаете, и смело гордитесь им?
– Кто-то сказал: «О своей скромности я могу говорить часами». Ой, у меня много качеств, но я о них, практически, не знаю. Правда, одно могу назвать: люблю все доводить до конца. Начатое дело не оставляю незаконченным. Вот и сейчас, когда начинал отвечать на ваши вопросы, не знал, что их так много. Но вот видите, не бросил. «Корпел» полдня. Спасибо за внимание к моей скромной персоне.
Я вас люблю!