Немного истории…
В Петербурге (на Литейном проспекте) в 1908 году при Театральном клубе появляется театр миниатюр — «Кривое зеркало». Его основателем, инициатором и вдохновителем стала З.В.Холмская, А.Р.Кугель был художественным руководителем. Название новому театру подарил видный русский литературный критик, прозаик и поэт Александр Алексеевич Измайлов, выпустивший в 1912 году книгу пародий «Кривое зеркало». Это был театр миниатюр – особый вид театра, в котором ставились произведения так называемых малых форм — одноактные пьесы, пародии, монологи, сатирические миниатюры, куплеты, эстрадный танец, цирковой номер, сценки, скетчи и т. п., иногда связанные общим сюжетом. Сам Кугель называл театр – театром «скепсиса и отрицания», а Луначарский – театром «игривой и тонкой иронии». Театр имел ошеломляющий успех. В нем работали такие знаменитые российские режиссеры как Николай Николаевич Евреинов, Давид Георгиевич Гутман – основатель театра Сатиры. Гутман ставил, в основном, обозрения, которые в 20-е годы прошлого века были чрезвычайно популярны. Попасть на эти представления было невозможно, за год записывались на билеты. Обозрения критиковали современную жизнь, высмеивали ее.
Этот театр просуществовал до 1928 года.
Подробнее о Театре «КРИВОЕ ЗЕРКАЛО» им. З.В.Холмской
Обложки журнала «Новое Кривое Зеркало» (1915 год)
Из истории Театров миниатюр Москвы и Санкт-Петербурга
(Начало XX века)
По материалам книги Л.Тихвинской «Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917 гг.»
Именно в честь того «Кривого зеркала» Е.Петросян дал название своему телетеатру, желая сохранить традиции российского эстрадного театрального искусства. Современное «Кривое зеркало» — это пародийный, музыкальный, буффонный, (то есть клоунско-эксцентрический) театр эстрадных миниатюр и к тому же — театр персонажей. Практически все артисты театра, которые сразу полюбились зрителям и стали популярными, являются постоянными эксцентричными персонажами, но при этом могут играть различные роли, что является чрезвычайно важным условием, для того, чтобы «Кривое зеркало», прежде всего, представляло собой театр миниатюр.
«Кривое зеркало» — это и авторский театр. Спектакли театра весьма разнообразны: это и эстрадные мюзиклы, и традиционный, но в современном звучании театр миниатюр, это и пародийные дивертисменты программ, куда входят практически все виды разговорного жанра. Один театральный критик сказал о том, что в «Кривом зеркале» все объективно смешно.
Е. Петросян, как художественный руководитель, и весь коллектив театра долго разрабатывали его эстетику, его принципы, его иронию. В результате возник открытый прием, когда зрителю рассказывается все: сейчас вы увидите то-то и то-то, а сейчас поиграем в это, а здесь чего-то не получилось, давайте по-другому. Авторы, воспитанные Е. Петросяном, и артисты составили удивительный творческий ансамбль, который завораживает зрителя своим остроумием, разнообразием, красочностью зрелища, выдумкой и прочее, прочее…
Спектакли телетеатра «Кривое зеркало» побили абсолютные рекорды в рейтингах зрительского интереса и эфирного времени звучания. В 2005 году в Лондоне на Всемирной конференции, организованной телекомпанией «BBC», где демонстрировались лучшие развлекательные передачи мира, куда были приглашены все крупные производители этих передач, зал рукоплескал спектаклям театра «Кривое зеркало», признанного лучшей развлекательной передачей.
Никакие контрпрограммирования каналов, никакой «черный» PR врагов «Кривого зеркала» не могут повлиять на любовь и уважение народа к театру.